г.Минск, ул. Котовского, 9Б
Пн-пт 09:00-18:00

ИП выбирает как работать: по отгрузке или по оплате

Какой метод определения выручки выбрать ИП?

ИП выбирает как работать: по отгрузке или по оплате 0

После регистрации ИП у предпринимателя встает вопрос о том, по какому принципу определять доходы и расходы для налогообложения: по отгрузке или по оплате.

Принцип начисления (отгрузки) подразумевает отражение доходов и расходов в том отчетном периоде, в котором они были совершены, по оплате - по мере оплаты. Как видно, это 2 совершенно разных метода определения налогооблагаемой базы (суммы с которой высчитывается налог к выплате), каждый из них имеет ряд своих преимуществ и недостатков.

На что нужно обратить внимание ИП при выборе принципа: по отгрузке или по оплате?

Поэтому предпринимателю при выборе данного принципа нужно принять решение учитывая: 

  1. экономическую составляющую - сумма налога, которую он заплатит;
  2. временную составляющую - сколько он или бухгалтер будет тратить времени на ведения учета и составление отчетности;
  3. определение способа ведение учета - ручным способом или при помощи программы (учитывая ее возможности).

В этой статье мы разберем отличия в заполнении книг для ИП, а также кратко регламент заполнения книг, представленный в программе 1С «Предприятие» от PO.BY.

Стоит отметить, что с 2023 года в Налоговом кодексе Республики Беларусь исключена возможность ведения учета ИП по упрощенной системе. Поэтому рассмотрим заполнение следующих книг:

  • Книга учета товаров (далее - КУТ);
  • Книга суммового учета товаров (далее - КСУТ);
  • Книга доходов и расходов при общей системе налогообложения (КУДИР ОСН);
  • Книга учета налога на добавленную стоимость (далее - книга НДС).

Основные отличия работы по отгрузке и по оплате

ИП работает:
по отгрузкепо оплате
Книга товаров
1. Графы 8, 9 данной книги не заполняются
2. В части отгруженных товаров в разделе «Реализовано» (гр. 13 -16) отражаются данные по реализации вне зависимости от оплаты
3.Из данной книги в Книгу учета доходов и расходов переносится графа 16.
1. В графе 8, 9 отражается номер, дата документа оплаты и поступившая сумма
2. В данном разделе отражаются данные об оплаченных погрузках, неоплаченные - не отражаются.
3. В данной книге необходимо сравнить суммы в графах 16 и 9. Сумма расходов (16 графа) не должна превышать сумму оплат (9 графа). Меньшая из сумм является суммой расходов за квартал и переносится в Книгу учета доходов и расходов.
Книга суммового учета товаров
1. Графы 7, 8 данной книги не заполняюсь
2. Из данной книги в Книгу учета доходов и расходов переносится графа 14.
1. В графе 7, 8 отражается номер, дата документа оплаты и поступившая сумма
2. Из данной книги необходимо сравнить графы 9 и 14 книги суммового учета товаров. Сумма расходов (графа 14) не должна превышать сумму оплат (графа 8). Меньшая из сумм является суммой расходов за квартал и переносится в Книгу учета доходов и расходов.
Книга доходов и расходов при общей системе налогообложения
В КУДИР отражается: - доходы от реализации- вся выручка за отчетный период




- в т.ч. налоги - процент НДС от всей выручки - иные доходы - иные доходы, учитываемые при налогообложении 
- расходы всего = расходы отчетного периода  =  расходы, учитываемые при налогообложении (вне зависимости от оплаты) + расходы из КУТ и/или КСУТ (в последнем месяце квартала)
В КУДИР отражается: - доходы от реализации - кредиторская задолженность по покупателям на начало квартала + кредиторская задолженность по покупателям , образовавшаяся в течении квартала – кредиторская задолженность по покупателям на конец квартала + доходы из КСУТ - в т.ч. налоги - процент НДС от оплаченной выручки - иные доходы - иные доходы, учитываемые при налогообложении 
- расходы всего = расходы, учитываемые при налогообложении + расходы из КУТ и/или КСУТ (в последнем месяце квартала)
- расходы отчетного периода - оплаченные расходы + расходы по зарплате и налогам из ЗП, + амортизация + дебиторская задолженность на начало, в течении, на конец квартала  по контрагентам+ расходы из КУТ и/или КСУТ (в последнем месяце квартала)
- иные расходы - неоплаченные расходы
Книга учета сумм налога на добавленную стоимость
НДС входящий
отражаются все накладные на поступления независимо от наличия оплаты поставщикамуказываются только те поступления, по которым была оплата поставщикам
НДС выданный
отражаются все реализации независимо от наличия оплаты от покупателейуказывается только те реализации, по которым была получена оплата от покупателей
НДС 60 дней
нет необходимости в заполненииуказываются те реализации, которые не были оплачены полностью или частично по состоянию на 61 день после даты отгрузки

Примечание: данная таблица была составлена на основании Постановления Министерства по налогам и сборам от 30 января 2019 г. № 5.

Какой выбрать принцип?

Исходя из представленной таблицы видим, что у ИП при работе "по оплате" возникает необходимость отслеживать оплаты, которые в последующем отражаются во всех книгах, и необходимость выставлять электронные счет-фактуры по неоплаченным отгрузкам по истечению 60 дней. Поэтому можно сделать вывод, что ведение учета по методу оплаты трудозатратное, так как подразумевает разграничения оплаченных и неоплаченные доходов и расходов, а также НДС. Однако следует учитывать, что некоторым предпринимателям выгоднее с экономической точки зрения работать по данному методу. 

Например, если ИП занимается оптовой торговлей, то выгоднее предпринимателю работать по принципу оплаты, так как момент оплаты и отгрузки чаще всего отличаются и могут составлять месяцы. Поэтому субъекты хозяйствования предпочитают платить налог с оплаченной суммы.

Если, ИП занимается розничной торговлей, то в данном случае момент отгрузки и оплаты совпадает, следовательно, с точки зрения экономии времени, лучше выбрать принцип начисления.

Тем не менее, если предприниматель хочет работать по отгрузке, но при этом ему необходимо отслеживать оплаты, для этих целей в программе 1С «Предприятие» от PO.BY разработана ведомость 16.

Формирование книг в 1С по отгрузке или по оплате

В 1С процесс формирования книг автоматизирован. В нашей программе реализованы все возможные варианты: по оплате и по отгрузке, с НДС и Без НДС

Для правильного формирования книг в нашей 1С необходимо:

  1. Наличие внесенных первичных документов: накладных, актов, оплат и так далее.
  2. Проверить по оборотно-сальдовой ведомости по счетам расчетов с разными кредиторами и дебиторами правильность погашения задолженностей. Например, может неверно быть указан договор и соответственно образуется кредиторская и дебиторская задолженность у одного контрагента по разным договорам.  
  3. Выполнить регламентные операции ( указать период и нажать кнопку “Выполнить”).
  4.  В разделе PO.BY выбрать книгу, указать дату формирования (конец квартала) и нажать кнопку “Сформировать”.

А по оплате или отгрузке не столь важно, поскольку все варианты реализованы.

Если Вы захотели себе такую программу, мы с радостью поможем Вам с внедрением и обучением! Это делается в течение рабочего дня.
Заполните форму ниже и мы с Вами обязательно свяжемся!

Готовы попробовать?

Начните работать в 1С уже сегодня.

Идеально подходит малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям и бухгалтерам на удаленной работе. Сэкономьте свое время и деньги с PO.BY.
Стоимость от 36 рублей в месяц.

Попробовать 8 дней бесплатно