Какой метод определения выручки выбрать ИП?
После регистрации ИП у предпринимателя встает вопрос о том, по какому принципу определять доходы и расходы для налогообложения: по отгрузке или по оплате.
Принцип начисления (отгрузки) подразумевает отражение доходов и расходов в том отчетном периоде, в котором они были совершены, по оплате - по мере оплаты. Как видно, это 2 совершенно разных метода определения налогооблагаемой базы (суммы с которой высчитывается налог к выплате), каждый из них имеет ряд своих преимуществ и недостатков.
Поэтому предпринимателю при выборе данного принципа нужно принять решение учитывая:
В этой статье мы разберем отличия в заполнении книг для ИП, а также кратко регламент заполнения книг, представленный в программе 1С «Предприятие» от PO.BY.
Стоит отметить, что с 2023 года в Налоговом кодексе Республики Беларусь исключена возможность ведения учета ИП по упрощенной системе. Поэтому рассмотрим заполнение следующих книг:
ИП работает: | |
по отгрузке | по оплате |
Книга товаров | |
1. Графы 8, 9 данной книги не заполняются 2. В части отгруженных товаров в разделе «Реализовано» (гр. 13 -16) отражаются данные по реализации вне зависимости от оплаты 3.Из данной книги в Книгу учета доходов и расходов переносится графа 16. | 1. В графе 8, 9 отражается номер, дата документа оплаты и поступившая сумма 2. В данном разделе отражаются данные об оплаченных погрузках, неоплаченные - не отражаются. 3. В данной книге необходимо сравнить суммы в графах 16 и 9. Сумма расходов (16 графа) не должна превышать сумму оплат (9 графа). Меньшая из сумм является суммой расходов за квартал и переносится в Книгу учета доходов и расходов. |
Книга суммового учета товаров | |
1. Графы 7, 8 данной книги не заполняюсь 2. Из данной книги в Книгу учета доходов и расходов переносится графа 14. | 1. В графе 7, 8 отражается номер, дата документа оплаты и поступившая сумма 2. Из данной книги необходимо сравнить графы 9 и 14 книги суммового учета товаров. Сумма расходов (графа 14) не должна превышать сумму оплат (графа 8). Меньшая из сумм является суммой расходов за квартал и переносится в Книгу учета доходов и расходов. |
Книга доходов и расходов при общей системе налогообложения | |
В КУДИР отражается: - доходы от реализации- вся выручка за отчетный период - в т.ч. налоги - процент НДС от всей выручки - иные доходы - иные доходы, учитываемые при налогообложении - расходы всего = расходы отчетного периода = расходы, учитываемые при налогообложении (вне зависимости от оплаты) + расходы из КУТ и/или КСУТ (в последнем месяце квартала) | В КУДИР отражается: - доходы от реализации - кредиторская задолженность по покупателям на начало квартала + кредиторская задолженность по покупателям , образовавшаяся в течении квартала – кредиторская задолженность по покупателям на конец квартала + доходы из КСУТ - в т.ч. налоги - процент НДС от оплаченной выручки - иные доходы - иные доходы, учитываемые при налогообложении - расходы всего = расходы, учитываемые при налогообложении + расходы из КУТ и/или КСУТ (в последнем месяце квартала) - расходы отчетного периода - оплаченные расходы + расходы по зарплате и налогам из ЗП, + амортизация + дебиторская задолженность на начало, в течении, на конец квартала по контрагентам+ расходы из КУТ и/или КСУТ (в последнем месяце квартала) - иные расходы - неоплаченные расходы |
Книга учета сумм налога на добавленную стоимость | |
НДС входящий | |
отражаются все накладные на поступления независимо от наличия оплаты поставщикам | указываются только те поступления, по которым была оплата поставщикам |
НДС выданный | |
отражаются все реализации независимо от наличия оплаты от покупателей | указывается только те реализации, по которым была получена оплата от покупателей |
НДС 60 дней | |
нет необходимости в заполнении | указываются те реализации, которые не были оплачены полностью или частично по состоянию на 61 день после даты отгрузки |
Примечание: данная таблица была составлена на основании Постановления Министерства по налогам и сборам от 30 января 2019 г. № 5.
Исходя из представленной таблицы видим, что у ИП при работе "по оплате" возникает необходимость отслеживать оплаты, которые в последующем отражаются во всех книгах, и необходимость выставлять электронные счет-фактуры по неоплаченным отгрузкам по истечению 60 дней. Поэтому можно сделать вывод, что ведение учета по методу оплаты трудозатратное, так как подразумевает разграничения оплаченных и неоплаченные доходов и расходов, а также НДС. Однако следует учитывать, что некоторым предпринимателям выгоднее с экономической точки зрения работать по данному методу.
Например, если ИП занимается оптовой торговлей, то выгоднее предпринимателю работать по принципу оплаты, так как момент оплаты и отгрузки чаще всего отличаются и могут составлять месяцы. Поэтому субъекты хозяйствования предпочитают платить налог с оплаченной суммы.
Если, ИП занимается розничной торговлей, то в данном случае момент отгрузки и оплаты совпадает, следовательно, с точки зрения экономии времени, лучше выбрать принцип начисления.
Тем не менее, если предприниматель хочет работать по отгрузке, но при этом ему необходимо отслеживать оплаты, для этих целей в программе 1С «Предприятие» от PO.BY разработана ведомость 16.
В 1С процесс формирования книг автоматизирован. В нашей программе реализованы все возможные варианты: по оплате и по отгрузке, с НДС и Без НДС
Для правильного формирования книг в нашей 1С необходимо:
А по оплате или отгрузке не столь важно, поскольку все варианты реализованы.
Если Вы захотели себе такую программу, мы с радостью поможем Вам с внедрением и обучением! Это делается в течение рабочего дня.
Заполните форму ниже и мы с Вами обязательно свяжемся!
Идеально подходит малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям и бухгалтерам на удаленной работе. Сэкономьте свое время и деньги с PO.BY.
Стоимость от 36 рублей в месяц.