Маркировка: ключевые моменты
Согласно законодательству, ряд производимых и импортируемых на территорию Беларуси товаров должны маркироваться. Официально это нужно, чтобы защитить рынок и конечного потребителя от контрафакта, а также гарантировать качество и безопасность поставляемой продукции. Однако нововведение доставляет субъектам хозяйствования ряд дополнительных сложностей.
В этой статье мы расскажем, что такое маркировка, а также, как и в каком порядке необходимо маркировать товары.
Маркировка — специальный знак с уникальной последовательностью символов, который наносится на каждую единицу товара. Она помогает в идентификации продукта всеми участниками товарооборота, товарном и складском учете, а также в контроле движения товара от производства до точки продаж. То есть, если потребитель видит на товаре код маркировки, то понимает, что у контролирующих органов есть все данные о конкретном продукте с момента его изготовления до поступления в магазин.
Если продукт подлежит маркировке, то любой субъект хозяйствования, который первым участвует в обороте данного товара, обязан промаркировать его. А это:
В Беларуси действуют два метода маркировки продукции: унифицированными контрольными знаками (УКЗ) и средствами идентификации (СИ).
Унифицированный контрольный знак наносят на продукт, его этикетку или упаковку так, чтобы можно было четко идентифицировать серию и номер.
Однако с 1 октября 2025 система маркировки отдельных категорий продукции изменится, так как некоторые товары должны будут маркироваться уже не с помощью УКЗ, а СИ. Какие?
Также с 1 октября 2025:
Постепенно этот способ прекратит свое существование и останется только маркировка СИ.
Отметим, что организации, которые ведут оборот товаров со средствами идентификации, но дополнительно не маркируют их специальными знаками защиты от подделки, обязательно должны использовать электронные накладные (эТН или эТТН) с указанием данных о нанесенных СИ. Если продукция промаркирована УКЗ с защищенными элементами, то ее можно перемещать по бумажным накладным.
Чтобы получить нужные коды СИ, необходимо зарегистрироваться на сайте, заказать знаки для каждой товарной единицы, получить их в электронном виде, распечатать и нанести на товар. В случае маркировки УКЗ марки покупают и получают в торговом объекте РУП «Издательство «Белбланкавыд».
Другими словами, система «Электронный знак» присваивает уникальный цифровой код маркировки производителям или импортерам, которые наносят их на каждую единицу товара. Например, если производителю нужно поставить 500 бутылок воды, то он сделает следующие шаги:
Промаркированный товар проходит несколько этапов движения.
Как итог — налоговые органы могут отследить место выбытия из оборота конкретной единицы товара, а потребитель — проверить законность продукции (с помощью приложения «Электронный знак»).
Работая с маркировкой, организация может столкнуться с рядом проблем. В первую очередь компании потребуется трансформировать текущие бизнес-операции. Среди них — организация процесса нанесения кодов, выбор правильного EDI-провайдера для передачи электронных документов, интеграция в стадию отгрузки и приемки товара специального оборудования (например, сканеров штрих-кодов или терминалов сбора данных), а также настройка соответствующего программного обеспечения.
Маркировка товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации несет определенную пользу для всех участников рынка: государство сокращает долю «теневой» торговли, бизнес-сообщество повышает конкурентоспособность товаров за счет снижения количества подделок, а потребители получают уверенность в качестве и легальности продукта.
В то же время есть недостатки и сложности. Например, без хорошей автоматизации процессы становятся очень трудоемкими. Выписка одной накладной может растянуться на часы, что для мелкого бизнеса катастрофично. Кроме того, нужны немалые финансы на новое оборудование, программное обеспечение и поддержку.
Идеально подходит малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям и бухгалтерам на удаленной работе. Сэкономьте свое время и деньги с PO.BY.
Стоимость от 36 рублей в месяц.