г.Минск, ул. Котовского, 9Б
Пн-пт 09:00-18:00

Маркировка товаров: что нужно знать?

Маркировка: ключевые моменты

Маркировка товаров: что нужно знать? 0

Согласно законодательству, ряд производимых и импортируемых на территорию Беларуси товаров должны маркироваться. Официально это нужно, чтобы защитить рынок и конечного потребителя от контрафакта, а также гарантировать качество и безопасность поставляемой продукции. Однако нововведение доставляет субъектам хозяйствования ряд дополнительных сложностей.

В этой статье мы расскажем, что такое маркировка, а также, как и в каком порядке необходимо маркировать товары.

Маркировка: что такое и зачем нужна?

Маркировка — специальный знак с уникальной последовательностью символов, который наносится на каждую единицу товара. Она помогает в идентификации продукта всеми участниками товарооборота, товарном и складском учете, а также в контроле движения товара от производства до точки продаж. То есть, если потребитель видит на товаре код маркировки, то понимает, что у контролирующих органов есть все данные о конкретном продукте с момента его изготовления до поступления в магазин.

Кто должен маркировать товары?

Если продукт подлежит маркировке, то любой субъект хозяйствования, который первым участвует в обороте данного товара, обязан промаркировать его. А это:

  • производители,
  • импортеры,
  • экспортеры (в случае отгрузки подлежащего маркировке товара в соответствующей стране ЕАЭС).

Кто генерирует коды маркировки?

  • В Беларуси маркировкой занимается система «Электронный знак» государственной компании «Белбланкавыд».
  • В России — система «Честный знак» частной компании «Центр развития перспективных технологий».
  • В Казахстане — система Ismet полугосударственной компании «Центр развития цифровой экономики».
  • В Армении — система «e-Mark» частной компания «Центр развития перспективных технологий-Армения».

Какими способами можно промаркировать товар?

В Беларуси действуют два метода маркировки продукции: унифицированными контрольными знаками (УКЗ) и средствами идентификации (СИ).

  • УКЗ — документ для маркировки формата 18х18, включающий определенную степень защиты от фальсификаций продукции. Он состоит из серии, номера и двумерного штрихового кода DataMatrix, считываемого специальным сканером.
Маркировка товаров: что нужно знать? 1

Унифицированный контрольный знак наносят на продукт, его этикетку или упаковку так, чтобы можно было четко идентифицировать серию и номер.

Маркировка товаров: что нужно знать? 2

Однако с 1 октября 2025 система маркировки отдельных категорий продукции изменится, так как некоторые товары должны будут маркироваться уже не с помощью УКЗ, а СИ. Какие?

  • безалкогольные напитки и соки (кроме безалкогольного пива) – вне зависимости от объема потребительской упаковки (до 01.10 маркируются только напитки и соки в потребительской упаковке вместимостью свыше 0,25 литра);
  • мобильные телефоны (смартфоны), ноутбуки, планшеты (включая маркировку остатков, образовавшихся на дату введения обязательной маркировки СИ).

Также с 1 октября 2025:

  • Безалкогольное пиво продолжит маркироваться УКЗ, но без учета объема используемой потребительской упаковки.
  • Маркировка СИ будет наноситься в том числе и на бывшие в употреблении мобильные телефоны (смартфоны), ноутбуки, планшеты.

Постепенно этот способ прекратит свое существование и останется только маркировка СИ.

  • СИ — уникальное сочетание символов, представленное в форме штрихового кода DataMatrix, радиочастотной метки или другого средства автоматической идентификации товарных единиц.
Маркировка товаров: что нужно знать? 3
Маркировка товаров: что нужно знать? 4
Маркировка товаров: что нужно знать? 5

Отметим, что организации, которые ведут оборот товаров со средствами идентификации, но дополнительно не маркируют их специальными знаками защиты от подделки, обязательно должны использовать электронные накладные (эТН или эТТН) с указанием данных о нанесенных СИ. Если продукция промаркирована УКЗ с защищенными элементами, то ее можно перемещать по бумажным накладным.

Последовательность действий по маркировке

Чтобы получить нужные коды СИ, необходимо зарегистрироваться на сайте, заказать знаки для каждой товарной единицы, получить их в электронном виде, распечатать и нанести на товар. В случае маркировки УКЗ марки покупают и получают в торговом объекте РУП «Издательство «Белбланкавыд».

Другими словами, система «Электронный знак» присваивает уникальный цифровой код маркировки производителям или импортерам, которые наносят их на каждую единицу товара. Например, если производителю нужно поставить 500 бутылок воды, то он сделает следующие шаги:

  1. закажет коды на каждую товарную единицу (они платные);
  2. получит коды с «Электронного знака»;
  3. распечатает их;
  4. нанесет на товары;
  5. сообщит в «Электронный знак» о введении в оборот маркированного товара;
  6. отгрузит товары покупателям по ЭДО.

Какой путь кодов маркировки СИ?

Промаркированный товар проходит несколько этапов движения.

  1. Поставщик отгружает товары и отправляет покупателю через провайдера электронного документооборота (ЭДО) электронную накладную, включающую список товаров с кодами СИ.
  2. Покупатель получает документ и проверяет указанные коды. Если всё верно, то подписывает электронную накладную с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
  3. После этого покупатель становится поставщиком и повторяет аналогичную цепочку по передаче и приемке товара до розничной сети.
  4. Из оборота код СИ выводится уже на кассе во время розничной продажи. При расчете покупателя кассир сканирует код маркировки продукта, и он автоматически выбывает из оборота. Для этого, как правило, используется функционал программных касс.

Как итог — налоговые органы могут отследить место выбытия из оборота конкретной единицы товара, а потребитель — проверить законность продукции (с помощью приложения «Электронный знак»).

Что важно знать бизнесу?

Работая с маркировкой, организация может столкнуться с рядом проблем. В первую очередь компании потребуется трансформировать текущие бизнес-операции. Среди них — организация процесса нанесения кодов, выбор правильного EDI-провайдера для передачи электронных документов, интеграция в стадию отгрузки и приемки товара специального оборудования (например, сканеров штрих-кодов или терминалов сбора данных), а также настройка соответствующего программного обеспечения.

Резюмируем сказанное

Маркировка товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации несет определенную пользу для всех участников рынка: государство сокращает долю «теневой» торговли, бизнес-сообщество повышает конкурентоспособность товаров за счет снижения количества подделок, а потребители получают уверенность в качестве и легальности продукта.

В то же время есть недостатки и сложности. Например, без хорошей автоматизации процессы становятся очень трудоемкими. Выписка одной накладной может растянуться на часы, что для мелкого бизнеса катастрофично. Кроме того, нужны немалые финансы на новое оборудование, программное обеспечение и поддержку.

Дата публикации: 08.07.2025

Готовы попробовать?

Начните работать в 1С уже сегодня.

Идеально подходит малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям и бухгалтерам на удаленной работе. Сэкономьте свое время и деньги с PO.BY.
Стоимость от 36 рублей в месяц.

Попробовать 8 дней бесплатно